СОДЕРЖАНИЕ № Наименование разделов стр. Раздел I 1. 1.1. 1.1.1 Целевой Пояснительная записка Цели и задачи программы Задачи по направлению «Речевое развитие.Подготовка к обучению грамоте» Задачи по направлению «Математическое развитие и развитие логики» Основные принципы программы Условия реализации программы Гигиенические требования по организации обучения детей Психолого-педагогические условия реализации программы Возрастные особенности детей 7-го года жизни Кадровые условия Планируемые результаты программы Система мониторинга эффективности программы Содержательный Содержание программы по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» Содержание программы по направлению «Математическое развитие и развитие логики» Перспективное планирование Перспективное планирование по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» Перспективное планирование по направлению «Математическое развитие и развитие логики» Формы, методы, приемы, используемые на занятиях Организационный Материально-технические условия Дидактические материалы Учебный план Список литературы 3 3 5 5 1.1.2 1.2. 1.3 1.3.1 1.3.2 1.3.3. 1.3.4. 1.4 1.5. Раздел II 2.1. 2.2. 2.3. 2.3.1 2.3.2 2.4. Раздел III 3.1. 3.2. 3.3. 6 7 7 7 8 8 9 9 10 10 11 12 14 14 17 20 20 20 20 21 21 2 РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ. Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы (далее – программы) обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики. Созданием данной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Работа в кружке по подготовке к школе позволит обогащать математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от развития его интеллекта, умения слушать и слышать, самостоятельности в выполнении практических действий. Важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать, строить замыслы рисунков, сочинений. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Овладение логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка, поэтому старшие дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между нагляднообразным и логическим понятийным мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимость способность рассуждать. Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Основная дидактическая идея, развитие познавательных процессов у детей, будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе образовательной (занятийной) деятельности ребёнка, специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический, метод дидактических, словесных игр и метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Так же уделяется внимание формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим 3 материалом, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы. Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики, развития фонематического слуха. В результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов, способность к обучению грамоте. Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 18.05.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.05.2021). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологичесх правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены 28.09.2020 № 28, срок действия до 1 января 2027 г.). 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок действия до 01.03.2027 года). 10. «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». (Приказ от 14 августа 2020 года № 831, вступил в силу с 01.01.2021, действует до 31.12.2026 ); Комментарии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с актуализацией Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации. 11. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования». 12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, 4 специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». 15. Устав МА ДОУ№ 19. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания. 1.1 Цели и задачи программы Цели Программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к обучению грамоте, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике и подготовка руки к письму. Программа состоит из следующих разделов: 1. Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте. 2. Математическое развитие и развитие логики. 1.1.1 Задачи по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте». Обучающие задачи: Продолжать формировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов. Формировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции. Продолжать учить пользоваться карандашом при выполнении графо-моторных упражнений с целью подготовки руки ребенка к письму. Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Развивающие задачи: Развивать фонематический слух: развивать способности дифференцировать звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно. Развивать мотивацию учения. Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Развитие произвольности психических процессов (развивать память, мышление, воображение, связную диалогическую и монологическую речь, развивать и формировать 5 мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Воспитательные задачи: Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность. 1.1.2 Задачи по направлению «Математическое развитие и развитие логики». Обучающие задачи: Продолжать учить решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя знания о числах и цифрах, математических знаков; решать логические задачи. Закреплять умение перечислять в правильной последовательности времена года и суток; называть основные признаки времён года. Уточнять математические представления о величине, форме предметов. Приучать самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета. Продолжать учить ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, на листе в клетку. Развивающие задачи: Продолжать развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Развивать умение выполнять на слух инструкции. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; продолжать готовить руку к письму («печатание» цифр, штриховки, обводилки). Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Развивать умение правильно пользоваться карандашом. Формировать мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Воспитательные задачи: Приучать соблюдать правила поведения на занятии, осознавая свою позицию будущего ученика. Формировать культуру общения. Направления образовательной деятельности: 1.Количество и счет. 2. Геометрические фигуры. 3. Ориентировка во времени. 4. Ориентировка в пространстве. 5. Логические задачи. 6. Ориентировка на листе бумаги. 6 1.2 Основные принципы программы: Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения: - учет возрастных особенностей детей; - наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д; - доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному; - систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий; - индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка; - увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе; - сознательность – понимание выполняемых действий, активность; В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Занятия могут проходить в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи). 1.3 Условия реализации программы • Возрастная категория детей – 6 - 7 лет. • Срок обучения -1 год. • Форма организации – кружок (занятийная форма). • Режим -1 раз в неделю (по 30 минут). • Количество занятий в год – 31. • Время проведения - вторая половина дня. • Условия приема детей: по желанию (заявлению родителей или законных представителей). • Количество обучающихся – 10 человек. 1.3.1 Гигиенические требования по организации обучения детей: - каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за столом, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья; - в кабинете боковое левостороннее естественное освещение; - искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему - во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей; - перед каждым занятием осуществляется проветривание; - на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. 7 1.3.2 Психолого-педагогические условия реализации программы: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребёнком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - применение не директивной помощи детям, поддержка детской инициативы самостоятельности; и 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка. Для детей очень важно обучение в коллективе для правильного становления речевой функции. 1.3.3 Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дети 7-го года жизни в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. 8 У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. 1.3.4 Кадровые условия: Педагог МА ДОУ № 19: старший воспитатель высшей квалификационной категории Истомина Елена Андреевна. Образование: 1994 год – Серовское педагогическое училище Свердловской области, специальность – «Дошкольное воспитание со специализацией», квалификация – «Воспитатель в дошкольных учреждениях со специализацией». 2002 год - Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, специальность – «Менеджмент в социальной сфере», квалификация – «Менеджер». Стаж педагогической работы – 28 лет. 1.4 Планируемые результаты программы К завершению подготовки к обучению у детей могут: 1. Сформированы математические представления и развита речь в объёме, необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный процесс школы. 2. Сформированы такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия. 3. Рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки). 4. Сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; произвольности внимания и самоконтроля. 5. Понимать и использовать в речи термин «Буква» и «Звук», «Слог», «Предложение». 6. Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце. 7. Различать гласные, согласные твердые и мягкие согласные. 8. Соотносить звук и букву 9. Проводить звуковой анализ слова 10. Составлять предложения из двух, трех, четырех слов, анализировать его 11. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. 12.Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям. 13.Считать до 10 (количественный и порядковый счет до 10). 14. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10. 15. Соотносить цифру и количество предметов. 16. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание. 17. Пользоваться цифрами и математическими знаками. 18. Различать величины: длину, ширину, высоту. 19. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница) 20. Определять временные отношения В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес к учебной деятельности и желание 9 учиться в школе. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения. 1.5. Система мониторинга эффективности программы Цель диагностики: оценить степень продвижения каждого ребенка в образовательной программе «Скоро в школу». Методы диагностики: диагностика готовности к обучению грамоте и письму детей 6 – 7 лет с использованием диагностических игровых заданий, на основе метода наблюдения; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед, метода наблюдения проводятся 2 раза в год (октябрь, апрель). Параметры оценки: По направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»: 1. 2. 3. 4. 5. Звуковая сторона и выразительность речи. Фонематический слух. Уровень развития моторики, графических навыков. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы). Чтение слогов. По направлению «Математическое развитие и развитие логики»: 1. 2. 3. 4. Числа и операции над ними. Пространственно-временные представления. Геометрические фигуры и величины. Ориентировка на листе в клетку. II Содержательный раздел В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей подготовительного к школе возраста. Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей. Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), схемы предложений; используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Используются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа со «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и подготовки руки к письму, происходит полноценное развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе. На занятиях, направленных на формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления, используются игры и игровые упражнения, способствующие закреплению математических понятий, овладению логическими отношениями. 10 Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной, речевой. На занятиях используются пальчиковая гимнастика, динамические физминутки, включающие кинезиологические, дыхательные упражнения, упражнения на развитие графомоторных функций, упражнения, направленные на уточнение обобщающих понятий. Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму. На занятиях предусматривается соблюдение техники безопасности при работе с инструментами (ножницы, клей), предусматривается обучение правильной посадке при письме, развитию умения правильно держать карандаш. 2.1 Содержание программы по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте». В рамках реализации первого направления программы «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый. Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д.Б.Элькониным и доработанного Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста. Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника. Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем). Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв. Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев – Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. 11 По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат. Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге, причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов. Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости /глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласными Ч и Щ. На заключительных занятиях закрепляются полученные знания. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву. В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Разнообразный по формам материал физкультминуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука). 2.2. Содержание программы по направлению «Математическое развитие и развитие логики». При разработке данного раздела учитывалось содержание: - Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой-5-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАЙКАСИНТЕЗ, 2020. - Ерофеевой Т.И. Математика до школы: Пособие для воспитателей детского сада: в 2 кн. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с. - Новиковой В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 184 с. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. 12 Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами. ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ С НИМИ. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегоднязавтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин. АНАЛИЗ – СИНТЕЗ. Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. 13 СРАВНЕНИЕ. Учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. ОГРАНИЧЕНИЕ. Учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. ОБОБЩЕНИЕ. Учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. КЛАССИФИКАЦИЯ. Учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. 2.3 Перспективное планирование 2.3.1 Перспективное планирование по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте». Месяц Тема занятия Цели занятия Неделя Сентябрь - Определение состава воспитанников, обучающихся по ДООП «Скоро в школу». - Получение родителями сертификатов на дополнительные образовательные услуги. 14 - Составление расписания. Октябрь 1 неделя Закрепление основных понятий «звук». «слово», «слог», «предложение». Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласный звук [а], буква А, а. Гласный звук [о], буква О, о. Октябрь 3 неделя Гласный звук [ы], буква Ы. Гласный звук [и], буква И, и. Ноябрь 1 неделя Гласный звук [у], буква У, у. Ноябрь 3 неделя Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. Согласные звуки [м], [м,], буква М, м. Декабрь 1 неделя Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д. Декабрь 3 неделя Согласные звуки [к], [к,], буква К, к. Выбор слова по количеству звуков. Упражнять в использовании уменьшительноласкательных суффиксов, упражнение «Знакомство» (назови свое имя ласково). Развивать представления о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Закреплять термин «предложение»; учить делать паузы, не торопиться при говорении. Выделение из текста предложений. Развивать умение определять количество слогов в словах. Развитие звукового анализа и синтеза. Научить выделять звуки [а], [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И,и, обводить рисунок сверху вниз. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества слогов в слове. Работа с предложением (придумывание, выделение количества слов). Научить выделять звук /у/ в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, обводить по контуру. Познакомить с артикуляционными признаками согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, м, обводить рисунок. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т, обводить рисунок по контуру. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Д, д, обводить рисунок. Упражнять в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к, обводить рисунок по контуру. 15 Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г. Январь 3 неделя Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. Февраль 1 неделя Согласные звуки [л], [л,], буква Л, л. Февраль 3 неделя Согласные звуки [в], [в,], буква В, в. Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф. Март 1 неделя Март 3 неделя Апрель 1 неделя Согласные звуки [с], [с,], буква С, с. Согласные звуки [з], [з,], буква З, з. Согласные звуки [п], [п,], буква П, п. Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б. Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч. Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. Упражнять в определении места звуков [г], [г,] словах и обозначение из знаками. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок. Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Р, р, обводить линии слева направо. Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в, обводить наклонную линию с крючком влево. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ф]. Определение места звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с. Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок. Выбор слов начинающих со звуков [п], [п,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове. Выбор пропущенной буквы в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п. печатание букв под диктовку. Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок. Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать 16 Апрель 3 неделя Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж. Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х. Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц. Май 1 неделя Закрепление пройденного материала Май 3 неделя Итоговое занятие «Путешествие в звукоград» ИТОГО 15 занятий печатную букву Ч, ч, обводить петлеобразную линию. Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ. Анализ артикуляции твердого согласного [ш]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводка волнообразной линии. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [х]. Обводка волнообразной линии. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Определение места звука [х] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной буквы. Закрепление основных понятий «звук», «слово», «слог», «предложение». Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Закрепление умения работы с предложением. Закреплять умение звукового анализа и синтеза. Закрепление основных понятий «звук», «слово», «слог», «предложение». Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Закрепление умения работы с предложением. Закреплять умение звукового анализа и синтеза. 2.3.2 Перспективное планирование по направлению «Математическое развитие и развитие логики». месяц Сентябрь 2неделя 4неделя - Определение состава воспитанников, обучающихся по ДООП «Скоро в школу». - Получение сертификатов на дополнительные образовательные услуги. 17 Октябрь Ориентировка во времени – дни недели, времена года, месяца лета, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Больше, меньше, столько же. Знаки <, >, =,+, Понятие: слева, справа, вверху, внизу. закрепление порядкового счета – первый, Использование предлогов: над, перед, на, второй (перестроение в 1, 2 шеренги). в, под, между. Число и цифра 2. Пара. Первый, второй. Число и цифра 1. Первый, последний. Ориентировка в пространстве с Работа в тетради (графическое и закреплением количественного счета до 5. логическое упражнения). Работа в тетради («Продолжи». «Раскрась по («Продолжи». «Раскрась по цифрам», цифрам») «Дорисуй недостающую геометрическую Упражнение «Логическая цепочка» фигуру».) (закрепление названий, свойств и определение логических закономерностей Решение задач. среди геометрических фигур). Ноябрь Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, месяца осени. Решение задач, графические диктанты. Число и цифра 4. Состав числа 4. Число 3. Состав числа 3. Равенство Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Декабрь Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Сложение. Решение задач. Логические задания. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины. Число и цифра 5. Состав числа 5. Работа со счётными палочками Работа в тетради. Работа в тетради в клетку. Январь Часть и целое. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Число и цифра 6, Состав числа 6.Вычитание. Развивающие задания. Число и цифра 7. Состав числа 7. Занимательная математика: решение логических заданий. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Высота. 18 Февраль Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, месяца осени, зимы. Число и цифра 8. Состав числа 8. Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант Число и цифра 9. Состав числа 9. Ориентация в пространстве и на плоскости. Логические упражнения. Работа в тетради Логические упражнения. Работа в тетради в в клетку. клетку. Ширина. Март Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Знакомство с нулём. Математический диктант. Решение примеров, знакомство с ромбом. Закрепление свойств геометрических фигур. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Апрель Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Определение понятий "шире", "уже", "выше", "ниже". Игра "вставь знак" Игра "следующий, предыдущий", порядковый счёт до 10. Образование чисел первого десятка, цифры 0-10. Найди лишний предмет, цифры 0- 10. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Май Длина. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, текущий месяц. Логические упражнения. Работа в тетради в клетку. Ориентировка во времени – дни недели, времена года, месяца весны, года. Закрепление пространственных Часть и целое. отношений (слева, справа, сверху, снизу.) Счёт парами. Понятие узкий, широкий, Составление геометрических фигур из высокий, низкий. счётных палочек, логические задания. Решение задач. Ориентировка на листе в Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 10. клетку. Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д ИТОГО 16 занятий 19 2.4 Формы, методы, приемы, используемые на занятиях: Форма организации – занятие. Методы и приемы. 1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений. 2. Практические – упражнения, игровые методы. 3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснения, пояснение. 4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, показ наглядного материала и др. Все вышеперечисленные методы используются в комплексе. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи, с чем в программе уделено внимание большому количеству игровых упражнений. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-технические условия Помещение (кабинет учителя-логопеда) площадью 25 м2 Доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.) Столы на двоих по количеству детей (5 шт.) Стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей – 10 шт.). Ноутбук. Проектор. - 3.2. Дидактические материалы При подборе оборудования учитывается «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877, а так же перечень пособий представленный в Приложении к инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой-5-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020). № п/п 1 Название разделов / направления Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте. Дидактические материалы - Полоски-схемы звукового состава слов Фишки-карточки Схемы предложений (раздаточный и демонстрационный материал) Буквы Ребусы 20 - - Математическое развитие и развитие логики. 2 Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям (картинки предметные, сюжетные картины) Наглядно-методический материал Индивидуальные тетради в клетку Цветные карандаши Простой карандаш Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши Счетные палочки Геометрическое лото Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям Наглядно-методический материал Индивидуальные тетради в клетку Клей-карандаш 3.3 Учебный план Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 30 минут, 1 занятие в неделю (1, 3 недели месяца – по направлению «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»; 2, 4 недели месяца – по направлению «Математическое развитие, развитие логики»). № Наименование курса Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 1/2 2 15 2. Математическое развитие, развитие логики 1/2 2 16 1 4 31 Итого: 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для организации образовательной деятельности: 1. Грамота. Подготовительная группа. Разработка занятий. 1 часть/Составитель Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 2. Грамота. Подготовительная группа. Разработка занятий. 2 часть/Составитель Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 3. Ерофеева Т.И. Математика до школы: Пособие для воспитателей детского сада: в 2 кн. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с. 4. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Кулешова Л.А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127 с. 5. Знакомим дошкольников с математикой/ Авт. – сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 6. Левчук Е.А. Музыка звуков. Автоматизация и дифференциация звуков в стихах, пословицах, поговорках, загадках, рассказах и былинах. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с. 7. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий./ Составитель О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 128 с. 8. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с. 9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 184 с. 10. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. 11. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская./ Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144 с. 12. Обучение грамоте на основе «Азбуки». Методические рекомендации учителям, работающим с детьми 6-летнего возраста./ Составитель Макеева С.Г. – Ярославль: Ярославский областной институт усовершенствования учителей, 1991. – 106 с. 13. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика - Синтез», 2005. – 56 с. 22 23