1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о тьюторском сопровождении (далее Положение)
регламентирует деятельность специалистов (тьюторов) образовательной организации
в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее с ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и
социальной адаптации на уровне дошкольного образования.
Тъюторское сопровождение — особая педагогическая технология, основанная на
взаимодействии тьютора и педагога, в ходе которого происходит выстраивание
индивидуальной образовательной траектории: педагог осознает и реализует свои
собственные образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и
наставника, который помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние
ресурсы для ее достижения.
Предметом
тьюторского
сопровождения
является
индивидуальная
образовательная траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная
траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута
(содержательный компонент) (далее - ИОМ), а также разработанный способ его
реализации (технологии организации образовательного процесса).
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения.
2.1. Согласно ФГОС ДО построение образовательного процесса ориентировано
на учете индивидуальных, возрастных, психофизических особенностей обучающихся,
в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных
планов. Реализация АОП и/или ИОМ сопровождается поддержкой тьютора.
2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной
образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и
учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную
инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических
материалов для занятия, транслирование заданий воспитателя, сопровождение и
организация занятости ребенка при необходимости покинуть занятие) и воспитании
(организация коммуникации со сверстниками в группе, включение ребенка с учетом
его интересов и особенностей в социальные проекты).
2.3. В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это
специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в
образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном
активном сотрудничестве с воспитателем, специалистами и родителями тьютор
может создать для ребенка благоприятную среду для успешного обучения,
воспитания и социальной адаптации.
3. Функции тьютора.
3.1 Тьютор может выполнять следующие функции:
- педагога сопровождения/воспитателя, который оказывает помощь, выполняет
рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает
2
поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых
ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка
с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ.
Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь
можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;
- специалиста службы психолого-педагогического сопровождения, обладающего
знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии
(психолога, социального педагога, дефектолога).
3.2 Организуя сопровождение, тьютор осуществляет свою деятельность в
следующих направлениях:
Диагностическое: сбор данных об обучающихся, их интересах, склонностях,
мотивах, слабых сторонах.
Проектировочное: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и
процедур тьюторского сопровождения самоопределения обучающихся в
образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям
восприятия ими оказываемой помощи.
Реализационное: оказание помощи и поддержки обучающихся при решении
возникающих затруднений и проблем.
Аналитическое: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ.
4 Организация и содержание деятельности тьютора.
4.1 Деятельность
тьютора
регламентируется
настоящим
Положением,
должностной инструкцией, рекомендациями психолого-педагогического
консилиума МА ДОУ № 19.
4.2 Информационная деятельность:
• Информирование родителей о тьюторском сопровождении.
• Составление памяток родителям, педагогам по ликвидации проблемных полей.
• Формирование папки документов тьютора.
4.3
Учебно-методическая деятельность:
• Изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению.
• Составление графика работы тьюторской группой (обучающихся).
• Составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта.
• Оформление дневников наблюдений тьютора.
• Индивидуальные консультации с родителями (законными представителями),
педагогами.
• Ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении.
• Выступление на заседаниях ППк, педагогических советах МА ДОУ № 19.
4.4
Диагностико-аналитическая деятельность
• Формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении.
• Отслеживание продвижения обучающихся.
• Отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и
не наносящих вред обучающимся.
4.5
В процессе организации деятельности тьютор:
3
• составляет план работы на учебный год;
• организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ;
• отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник
наблюдения.
4.6
Трудовые действия тьютора:
Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем,
затруднений, обучающихся в процессе образования.
•
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов,
проектов.
•
Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных
образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного
процесса.
•
Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации
индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
•
Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных
планов, проектов.
•
Участие в реализации адаптированных образовательных программ,
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
•
Применение
методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся.
•
Осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов.
•
Консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по
вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта.
•
Реализация мер по формированию благоприятного психологического климата,
позитивного общения субъектов образования.
Выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением в ходе
реализации индивидуального образовательного маршрута.
Проведение развивающих игр, рефлексивных тьюториалов с обучающимися
дошкольного и начального общего образования.
•
Контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ.
4.7 Необходимые умения тьютора:
•
Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
•
Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания
деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.
• Осуществлять педагогическую поддержку образовательных
инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов.
• Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями
(законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся.
•
Организовывать анализ обучающимися результатов реализации
индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной
программы и/или индивидуального образовательного маршрута.
•
Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в
4
проведении мероприятий с обучающимися.
•
Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями
(законными
представителями)
обучающихся
по
вопросам
реализации
индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ
и/или индивидуального образовательного маршрута.
5 Тьютор имеет право:
5.1 Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по
вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
5.2 Получать от администрации и работников МА ДОУ № 19 информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3 Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
5.4 Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.
5.5 Участвовать в работе методических объединений.
5.6 Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по
вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи
по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции.
5.7 Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов МА ДОУ № 19
6 Ответственность тьютора.
6.1 Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
6.2 Тьютор обязан:
принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения,
обучающегося;
не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк о
сопровождаемом ребёнке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе
реализации рекомендаций;
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;
сохранять конфиденциальность сведений, защищать права и интересы детей и
их родителей (законных представителей).
7 Взаимодействие с другими работниками МА ДОУ № 19
7.1 Работу тьютора непосредственно направляют руководитель образовательной
организации, старший воспитатель.
7.2 Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с воспитателями,
специалистами,
медицинским
работником,
обучающимися,
родителями,
администрацией МА ДОУ № 19.
8. Документация тьютора.
8.1 Тьютор ведет документацию в соответствии с действующим положением,
согласно п. 4.5.
5
6