1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее Положение, ИОМ) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» (далее Учреждение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155. - Приказом Министерства Просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 г. № 373. - Уставом Учреждения. - Основной образовательной программой Учреждения. 1.2 Положение определяет последовательность действий при составлении индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание, порядок его разработки и реализации. 1.3 Под ИОМ Учреждения понимается система действий, обеспечивающих освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, в том числе, воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; воспитанников, имеющих признаки одарённости, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 1.4. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. 1.5. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели и задачи Положения 2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении на реализацию образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2. 3адачи настоящего. Положения: 1) Определение основных организационных механизмов, реализуемых в Учреждении для реализации образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту. 2) Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. З) Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям государственного образовательного стандарта. 4) Определение ответственности педагогических работников Учреждения при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. З. Порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута 3.1. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на основе: - Результатов наблюдений педагогов. Наблюдение проводится для выявления особенностей и образовательных потребностей воспитанника. - Заключения психолого-медико-педагогической комиссии. - Заключения психолого-педагогической комиссии Учреждения. - Индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребёнка инвалида (далее ИПРА), выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. 3.2 Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. 3.3 Разработка, пополнение и реализация ИОМ осуществляется воспитателями и специалистами. 3.4 Организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется в строгом соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 3.5 Старший воспитатель Учреждения осуществляет и координирует работу по разработке и реализации ИОМ. 4. Последовательность действий при составлении индивидуального образовательного маршрута 4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы: Этап наблюдения: цель выявить особенности и образовательные потребности воспитанника. Диагностический этап: на данном этапе с согласия родителей (законных представителей) воспитанника проводится педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста (на начало учебного года в октября или после предоставления родителями заключения ПМПК или ИПРА). Этап конструирования и реализации ИОМ (интегрированный этап): цель: построение и реализация ИОМ воспитанника на основе выявленных особенностей и образовательных потребностей. ИОМ разрабатывается, адаптируется, пополняется и реализуется в образовательной деятельности, в совместной деятельности детей друг с другом, с педагогами, в индивидуальной работе с ребенком, во всех видах детской деятельности, на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Завершающий этап: итоговая педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей, проводится с целью выявления результатов реализации ИОМ (на конец учебного года в апреле). 4.2. Структура ИОМ включает: - Титульный лист (приложение 1). - ФИО ребенка, дата рождения, домашний адрес, дата поступления в ДОУ, возрастная группа, основание разработки индивидуального образовательного маршрута. - Краткая характеристика на воспитанника, отражающая особенности и образовательные потребности ребенка. - Содержание коррекционно-развивающей или развивающей работы состоит из III блоков: 1) Создание специальных условий – включает рекомендации заключения ИПРА по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации или условия по основным образовательным областям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие (в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанника). 2) Психолого-педагогический - направления коррекционно-развивающей работы и психологопедагогической помощи или развивающей работы (в зависимости от потребностей воспитанника). Перспективный план работы с воспитанником или индивидуальный учебный план на неделю, психолого-педагогическое сопровождение ребенка вне занятий, расписание занятий. 3) Консультационный - формы и мероприятия по работе с родителями (законными представителями) воспитанника. - Результаты педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка заносятся в карты индивидуального маршрута развития воспитанника (воспитатели – приложение 2; музыкальные руководители – приложение 3; инструктор по физической культуре – приложение 4; учитель-логопед - индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка - приложение 5; педагог-психогог - карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение МА ДОУ № 19 – приложение 6). 5. Ответственность 5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Приложение 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 19» ул. Рюмина, д. 3, г. Краснотурьинск, 624450 Свердловская область С индивидуальным образовательным маршрутом ознакомлен (а), согласен (а) родитель (законный представитель) мать: Ф.И.О.________________________ Утверждено Заведующим МА ДОУ № 19 ___________________/_____________ Приказ № ________от ___________года ____________/____________________________ отец: Ф.И.О._________________________ ____________/____________________________ _________________________________________ дата ИНДИВИДУАЛЬНЫ Й ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для ребенка группы № __ на _________________ учебный год г. Краснотурьинск, 2022 Приложение 2 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (оценка индивидуального развития ребенка _______ года жизни) __________________________________ учебный год _______________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) Достижения, степень проявления достижений Показатели развития ребенка по образовательным областям Октябрь Апрель «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; высокий уровень «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; высокий уровень «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕИТИЕ» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; высокий уровень «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами педагогической диагностики Дата ознакомления Дата ознакомления Подпись родителя (законного представителя) Подпись родителя (законного представителя Условные обозначения: 1 - большинство компонентов не развито; 2 – отдельные компоненты не развиты; 3 – соответствует возрасту; 4 - высокий уровень. Выводы. Рекомендации (октябрь). _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ «____» _____________________20___г. ___________________/ _______________________ Подпись родителя расшифровка подписи (законного представителя) Выводы. Рекомендации (апрель). _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ «____» _____________________20___г. ___________________/ _______________________ Подпись родителя расшифровка подписи (законного представителя) Приложение 3 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (оценка индивидуального развития ребенка _______ года жизни) __________________________________ учебный год _______________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) Достижения, степень проявления достижений Показатели развития ребенка по образовательным областям Октябрь Апрель «Слушание» ИТОГО: (средний результат достижений по разделу). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень «Пение (подпевание)» ИТОГО: (средний результат достижений по разделу). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень «Музыкально-ритмические движения» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень Условные обозначения: 3 - большинство компонентов не развито; 4 – отдельные компоненты не развиты; 3 – соответствует возрасту; 4 - высокий уровень. Приложение 4 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (оценка индивидуального развития ребенка _______ года жизни) __________________________________ учебный год _______________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) Достижения, степень проявления достижений Показатели развития ребенка по образовательным областям Октябрь Апрель «Ходьба» ИТОГО: (средний результат достижений по разделу). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень «Бег» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень «Прыжки» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; высокий уровень «Ползание, лазанье, подлезание» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; высокий уровень «Бросание, метание, катание» ИТОГО: (средний результат достижений по образовательной области). Определение степени проявления достижений в соответствии с показателями: - большинство компонентов не развито; - отдельные компоненты не развиты; - соответствует возрасту; - высокий уровень Условные обозначения: 1 - большинство компонентов не развито; 2 - отдельные компоненты не развиты; 3 – соответствует возрасту; 4 - высокий уровень. Приложение 5 Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка (20___/20_______ учебный год) Фамилия __________________________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________________________ Адрес , телефон____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ФИО родителей (законных представителей) Мать_____________________________________________________________________________ Отец_____________________________________________________________________________ Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения) __________________________________________________________________________________ Социальная карта семьи 1.Состав семьи: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (мать, отец, другие дети) 2.С кем ребенок проживает ___________________________________________________________________________________ 3.Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей) __________________________________________________________________________________ 4.Кто из взрослых - находится с ребенком в случае болезни ______________________________________________ -гуляет с ребенком__________________________________________________________________ -помогает решать конфликты ________________________________________________________ Заключение ППк (ПМПК) Дата ППк (ПМПК) _____________________________________________________ Причина проведения: ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Специалисты (ФИО, подписи) Педагог-психолог ___________________________________________________ Учитель-логопед ____________________________________________________ * В случае необходимости в течение учебного года проводятся дополнительные консилиумы для корректировки программы сопровождения Программа комплексного сопровождения Цель сопровождения: коррекция психофического и речевого развития Задачи: Определить основные направлениякоррекционно-развивающей работы дальнейшего образовательного маршрута ребёнка; корректировать образовательную программу в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка с ОВЗ по усвоению программного материала, провести комплексное диагностическое обследование специалистами; разработать комплексную программу сопровождения. Реализовать программу комплексного сопровождения с целью коррекции когнитивных процессов, познавательной деятельности, речевого развития. План мероприятий по сопровождению Участник сопровождения Сопроводительные мероприятия Сроки реализации Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий) Воспитатели _____________________________________________ _____________________________________________ 1. Проведение «Мониторинга достижения детьми планируемых результатов общеобразовательной программы». 2. Повышение уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. 3. Повышения уровня развития интегративных качеств ребенка. 4. Анализ достигнутых результатов в освоении общеобразовательной программы. Учитель – логопед ______________________________________________ Входящая диагностика Составление индивидуального коррекционного маршрута по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, дизартрии: звукопроизношение, обогащение словарного запаса, развитие лексикограмматического строя речи. 3. Реализация данной программы на практике. 4. Заключение диагностика. Музыкальный руководитель ______________________________________________ 1. 2. 1. Проведение «Мониторинга музыкальных способностей» 2. Повышение уровня музыкального развития ребенка 3. Анализ достигнутых результатов Сентябрь 20___ г. 1 раз в неделю (20 мин) –коррекция, специфика занятия по расписанию В течение года Апрель 20____ г. Сентябрь 20____г. В течение года 5 раз в неделю (30 мин) фронтальные, подготовительные. 3 раза в неделю (15 мин) индивидуальные, подгрупповые Май 20_____ г. Сентябрь 20___ г. В течение года Апрель 20___г. 2 раза (30мин) в неделю Отметка о выполнении Педагог – психолог _____________________________________________ 1.Диагностика. 2. Составление индивидуального коррекционного маршрута по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. 3.Проведение занятий. 4.Заключительная диагностика. Сентябрь 20___ г. В течение года Май 20____г. 1 раз в неделю (20 мин) Речевое развитие (фамилия, имя ребенка, группа) Сформированность двигательных функций речевого аппарата Сформированность мелкой моторики Сформированность звукопроизношения Сформированность фонематических процессов Сформированность словарного запаса Сформированность грамматического строя Сформированность связной речи Выводы по результатам входящей диагностики: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Выводы по результатам коррекционной работы: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Речевое заключение:______________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Выводы. Выявленные проблемы. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Рекомендации___________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы за учебный год Дата итогового ППк______________________________________________________ Результаты и эффективность сопровождения_________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Решение. Рекомендации _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Воспитатель (подпись)_______________________________________________________________ Педагогпсихолог_______________________________________________________________ Учительлогопед________________________________________________________________ С содержанием индивидуальной карты учета динамики развития ребенка ознакомлен (а) Подпись родителей (законных представителей)__________________________ Дата «____»_____________________20______г. С содержанием индивидуальной карты учета динамики развития ребенка ознакомлен (а) Подпись родителей (законных представителей)__________________________ Дата «____»_____________________20______г. Приложение 6 Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение МА ДОУ № 19 1.И.Ф. ребенка ____________________________________________________________________________ 2.Дата рождения ___________________________________________________________________________ 4.Дата начала ведения карты/ Дата окончания ведения карты ___________________ ______________________ 5.Основания для работызаключение ПМПК Особые сведения: Психическое развитие ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 2 –я младшая средняя старшая СГ КГ Восприятие Мышление: -нагляднодейственное -наглядно-образное -логическое Внимание: -устойчивость -распределяемось - концентрация Память: -слуховая -образная Воображение Речь ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Самооценка Волевые качества Уровень агрессии Уровень тревожности ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ Особенности поведения Особенности общения С взрослыми Со сверстниками Статус в группе НГ КГ НГ подготовительная КГ НГ КГ 8.Психологическая готовность Готов к школе Психосоциальная зрелость Интеллектуальная готовность к школе Психомоторная зрелость Условно готов Не готов Общий вывод Рекомендации: 9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные. 10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком Педагог-психолог Ф.И.О. 1. Результаты анкетирования родителей Особенности беременности, родов, вес при рождении _____________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2. Адаптация к условиям ДОУ Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая Итоговый неделя результат 3. Уровень НПР начало года ______________ конец года _______________ 4. Сенсомоторное развитие ребёнка Равновесие Координация Скоординирова движений нность движений Ориентация в пространстве Моторика пальцев рук Дотянуться до Коснуться Хлопать в Пройти в Взять кубик предмета, пальцем руки ладоши и определённую большим и встав на кончика носа притопывать точку указательным цыпочки одновременно пальцами 5. Показатель эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ начало года ______________ конец года _______________ 6. Индивидуальная работа с ребёнком _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Педагог-психолог Ф.И.О. КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ выше среднего уровня средний уровень ниже среднего уровня