1. Общие положения Настоящее Положение о рабочей программе педагога (далее - РП) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» (далее Учреждение) разработано в соответствии с: - ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования». - Уставом МА ДОУ № 19. - Основной образовательной программой МА ДОУ № 19 (далее ООП). 1.2. Данное Положение устанавливает цели и задачи рабочей программы, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и дополнения в программах и их хранение в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Рабочая программа - нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной образовательной программы МА ДОУ № 19. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы Учреждения, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также специалистами Учреждения и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 1.4. В рабочей программе определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата. 1.5. Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным областям: - «Физическое развитие». - «Социально-коммуникативное развитие». - «Познавательное развитие». - «Речевое развитие». - «Художественно - эстетическое развитие». 1.6. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, выполняющих обязанности в дошкольном образовательном учреждении. 1.7. Воспитали Учреждения, работающие в одной группе, совместно разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой группы. Учитель-логопед, разрабатывают рабочую программу на свою группу с учетом возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разрабатывают рабочую программу на каждую возрастную параллель с учетом особенностей контингента воспитанников. 1.8. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год. 1.9. Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением. 1.10. За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя Учреждения. 2. Функции, цели и задачи рабочей программы 2.1. Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности Учреждения. 2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции: - нормативную (рабочая программа - документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы); - информационную (рабочая программа позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения образовательной программы); - методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, используемые методы, образовательные технологии); - организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств обучения). 2.3. Цель разработки рабочей программы - планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи по разработке рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году. 2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и воспитанников Учреждения в ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. 2.5. Рабочая программа: - конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы; - определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники Учреждения; - оптимально распределяет учебное время по темам; - способствует совершенствованию методики проведения занятий; - активизирует познавательную деятельность воспитанников Учреждения, развитие их творческих способностей; - отражает специфику региона Российской Федерации; - применяет современные образовательные и информационные технологии. З. Технология разработки рабочей программы 3.1. Разработка содержания РП должна отвечать ведущему критерию - соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками МА ДОУ № 19, принципам, заложенным ФГОС ДО. 3.2. Рабочая РП должна отвечать следующим характеристикам: - Целостность обеспечения согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели. - Реалистичность соответствия цели и предлагаемых средств ее достижения. - Актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования воспитанников. - Прогностичность - способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения. - Рациональность определения таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат. - Контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки. - Корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3.3 Основной характеристикой РП являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания. 3.4 РП разрабатывается педагогическими работниками (воспитателями, специалистами) на основе ООП ДО с учетом приоритетного направления предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС дошкольного образования по следующим областям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на каждую группу на один учебный год. 3.5 Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной образовательной области осуществляется индивидуально каждым педагогом Учреждения в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательной области. Должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития. 3.6 РП должна: - четко определять ее место в образовательной программе дошкольного образования, задачи; - реализовать системный подход в отборе программного материала; - конкретно определить требования компетентностям; - рационально определить формы организации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников МА ДОУ № 19. 4. Структура и содержание рабочей программы 4.1. Структура программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы Задачи части рабочей программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений Принципы и подходы к формированию рабочей программы Принципы части программы, формируемой участниками образовательных отношений: Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Планируемые результаты обязательной части рабочей программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования части, формируемой участниками образовательных отношений Планируемые результаты с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Формы аттестации, оценочные и методические материалы Содержательный раздел Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными пятью образовательными модулями. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Модуль 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль 2. Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль 3. Образовательная область «Речевое развитие» Модуль 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль 5. Образовательная область «Физическое развитие» Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Комплексно-тематическое планирование для работы с детьми Особенности взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников Часть, формируемая участниками образовательных отношений Модуль 6. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей Организационный раздел Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Материально-техническое обеспечение Программы Материально-технические условия Организация развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Планирование образовательной деятельности Традиционные события, праздники, мероприятия Распорядок и режим дня Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов Дополнительный раздел Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована рабочая программа Используемая примерная основная образовательная программа дошкольного образования Календарный план воспитательной работы на учебный год 4.2. РП дополнительно может иметь иные характеристики образовательной деятельности, такие как: списочный состав детей группы; распределение детей по группам здоровья; таблицы для характеристики семей воспитанников группы; прочее на усмотрение разработчиков РП. 5.Требования к оформлению рабочей программы 5.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Liberation Serif, размер — текст -12, заголовок — 12 (14). 5.2. Оформление титульного листа отражено в приложении 1. РП оформляется как приложение к ООП. 5.3. По контуру листа задаются поля: левое - 30 мм; правое -1,5 мм. верхнее и нижнее - 20 мм. 5.4. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом. 6. Рассмотрение, утверждение, хранение рабочей программы 6.1. РП рассматриваются на Педагогическом совете МА ДОУ № 19. 6.2. РП педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах. 6.3. Педагогический совет МА ДОУ № 19 выносит свое решение о соответствии рабочей программы существующим требованиям и Уставу МА ДОУ № 19. 6.4. Утверждение РП заведующим МА ДОУ № 19 осуществляется до 01 сентября текущего учебного года. 6.5. Оригиналы РП, утвержденные заведующим МА ДОУ № 19, находятся у воспитателей и специалистов. 6.6. РП хранится 3 года после истечения срока действия у воспитателей и специалистов. 7. Изменения и дополнения в рабочих программах 7.1. РП являются документами, отражающими процесс развития МА ДОУ № 19. 7.2. РП могут изменяться, однако воспитанники МА ДОУ № 19, начавшие изучение учебного предмета по РП конкретного года разработки, должны завершать обучение по данной РП на соответствующей ступени образования. 7.3. Основания для внесения изменений: - предложения педагогов по результатам работы в текущем учебном году; - обновление списка литературы, нормативно-правовых документов; - предложения Педагогического совета, администрации МА ДОУ № 19. 7.4. Дополнения и изменения к РП педагогических работников МА ДОУ № 19 могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. 7.5. Изменения вносятся в РП в виде вкладыша «Дополнения к рабочим программам». 7.6.При накоплении большого количества изменений РП корректируются в соответствии с накопленным материалом. 8. Контроль и ответственность 8.1. Контроль за реализацией рабочей программы осуществляется в соответствии с годовым планом МА ДОУ № 19. 8.2. Ответственность за полноту и качество реализации РП возлагается на воспитателей и специалистов МА ДОУ № 19. 8.3. Ответственность за контроль полноты реализации РП возлагается на старшего воспитателя МА ДОУ № 19 в течение учебного года. Приложение 1 Приложение № __ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 комбинированного вида» 624450 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, дом 3 ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол № ___от «___»______________ 20____г. УТВЕРЖДЕНО приказом № _____ от «____» ______________ 20___ г. Рабочая программа по освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Возрастной модуль - для детей _____ года жизни (группа дошкольного возраста). Срок реализации – 1 год (группа № ______). Разработчики: Ф.И.О. педагогов СОГЛАСОВАНО Родительским комитетом протокол № ____ от « ____» __________ 20___ г. ГО Краснотурьинск 20____ год