Положение об АООП для детей с ОВЗ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение об адаптированных основных образовательных программах (программе)
(далее АООП) является локальным нормативным актом, описывающим содержание
образования и механизм разработки и реализации АООП для детей с ОВЗ.
АООП для детей с ОВЗ разрабатывается на основании следующих нормативных
актов:
- ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года.
- Письмо Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными
потребностями) от 16.04.2001 N 29/1524-6.
- Письмо Заместителя министра Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном
образовании детей» ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от
18.04.2008 № АФ-150/06.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от
17.10.2013 г. № 1155.
- Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам
дошкольного образования» от 31.07.2020 г. № 373.
- Устав МА ДОУ № 19.
- Основная образовательная программа МА ДОУ № 19 (далее ООП).
Адаптированная основная образовательная программа – документ, определяющий
специфику освоения содержания ООП воспитанниками с ОВЗ на основе рекомендаций
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и психологопедагогического консилиума (далее ППк) МА ДОУ № 19, комплексной диагностики
особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для
максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе
обучения и воспитания.
Адаптированная основная образовательная программа – это образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка инвалида с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
АООП разрабатываются для следующих категорий детей с ОВЗ, имеющих заключение
ПМПК:
- дети с тяжелыми речевыми нарушениями;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с расстройствами аутистического спектра;
- слабослышащие дети;
- слабовидящие дети,
- дети с двигательными нарушениями;
- умственно отсталые дети.

2. Содержательные аспекты разработки и реализации
адаптированной основной образовательной программы
2.1. Условия и порядок разработки АООП.
Правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация.
Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, АООП разрабатывается с учетом
рекомендаций ПМПК
по уровням образования
в соответствии с особыми
образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
При разработке программы учитываются особенности психофизического развития лиц с
ОВЗ, проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной основной
образовательной программы и определяются временные границы освоения АООП. При
проектировании АООП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания
Программы, четко формулируются цели АООП и определяется круг задач, конкретизирующих
цель адаптированной основной образовательной программы.
2.2. Состав участников разработки АООП.
АООП для детей с ОВЗ разрабатывают воспитатели и специалисты МА ДОУ № 19 (в
рамках работы ППк).
Организация обучения по АООП осуществляется в строгом соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Старший воспитатель Учреждения осуществляет и координирует работу по разработке
и реализации АООП.
2.3.Определение содержания АООП.
АООП определяет объем и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, специальные образовательные условия.
В структуру АООП входят:
Раздел 1. Целевой. Данный раздел включает: пояснительную записку; заключение и
рекомендации ПМПК; цели и задачи программы; значимые характеристики для разработки и
реализации адаптированной основной образовательной программы; принципы и подходы к
формированию программы; особенности развития воспитанников; специальные условия
реализации программы; планируемые результаты; целевые ориентиры; мониторинг освоения
программы; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по реализации
АООП, формы аттестации, оценочные и методические материалы.
Раздел 2. Содержательный.. Данный раздел включает: описание образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанника, представленными в
пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,
познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
комплексно – тематическое планирование; взаимодействие взрослых с детьми; взаимодействие
педагогического коллектива с семьями дошкольников; программу коррекционной работы с
детьми с ОВЗ (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей) по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО;
коррекционно-развивающая деятельность специалистов; часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Раздел 3. Организационный. Данный раздел включает: материально-техническое
обеспечение программы; организацию развивающей предметно-пространственной среды;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы;
планирование образовательной деятельности; режим дня и распорядок;
особенности

традиционных событий, праздников, мероприятий; методическое обеспечение; перспективы
работы по совершенствованию и развитию содержания программы и обеспечивающих ее
реализацию
нормативно-правовых,
финансовых,
научно-методических,
кадровых,
информационных и материально-технических ресурсов.
Содержание каждого из обязательных разделов может варьироваться с учетом ФГОС
ДО, особенностей специфики и структуры АООП, определенной примерной адаптированной
основной образовательной программой.
АООП содержит дополнительный раздел, включающий: возрастные особенности детей,
особые характеристики, характеристики используемых программ, список используемой
литературы, приложения к адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования (рабочая программа воспитания, рабочие программы педагогов), календарный
план воспитательной работы.
2.4.Порядок обсуждения проекта АООП, порядок утверждения АООП и ввода в
действие.
При разработке АООП
учитываются рекомендации ПМПК, возрастные и
индивидуальные особенности детей с ОВЗ, медицинские показатели, ожидания родителей,
определяется режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных,
дополнительные
виды
психолого-педагогического
сопровождения,
определение
промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Разрабатываются индивидуальные образовательные планы для конкретного ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая ООП МА ДОУ № 19.
Индивидуальные образовательные планы
включают содержание
ООП,
коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами
учреждения.
Педагогический совет МА ДОУ № 19 ежегодно принимаетАООП для обучающихся с
ОВЗ.
АООП согласуется с родителями и отображается на титульном листе АООП: на
родительском собрании (АООП для детей группы компенсирующей направленности) –
приложение 1, или в индивидуальном порядке – приложение 2.
АООП оформляется как приложение к ООП.
В конце учебного года по итогам реализации
Адаптированной основной
образовательной программы в рамках психолого – педагогического консилиума (ППк)
проводится анализ итоговой диагностики
различных сфер развития
детей
(ребенка),
обосновываются
внесение корректировок, формулируются рекомендации с
целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения, а
также проводится информирование родителей (законных представителей) для определения
дальнейших форм работы с ребенком.
3. Система условий реализации АООП для воспитанников с ОВЗ.
Реализация АООП
предусматривает создание в образовательной организации
специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
При реализация АООП необходимо создавать условия:
- учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в
особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных

методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);
реализация
коррекционно-педагогического
процесса,
психолого-педагогического
сопровождения педагогами соответствующей квалификации;
- привлечение родителей к осуществлению коррекционно-педагогического процесса.
4. Документооборот.
АООП составляется на один год, корректировка ее содержания осуществляется на
основе результатов итоговой диагностики, проводимой в апреле текущего учебного года.
На основе анализа диагностики вносятся изменения и корректировки в АООП для
конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Для детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности) при корректировке АООП
так же учитываются итоги диагностики и изменения в нормативно-правовой базе.
5. Ответственность.
Ответственность за составление и реализацию АООП несут участники образовательных
отношений в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение 1
Приложение № ____

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 19 комбинированного вида»
624450 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, дом 3

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № _
от « ___ »________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № _____
от «___» __________ 20___ г.

Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся _____ лет с ограниченными возможностями
здоровья (для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
СОГЛАСОВАНО
Родительским комитетом
протокол № ____
от «____» _____________ 20______ г.

РАЗРАБОТЧИКИ:
Должность, Ф.И.О.

г. Краснотурьинск 2022 г.

Приложение 2
Приложение ____
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 комбинированного вида»
624450 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, дом 3

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № ____
от «____» _________ 20____ г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № ________
от «____» _______ 20___ г.

Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования для ребенка ______ лет
например, с расстройствами аутистического спектра

ОЗНАКОМЛЕНЫ
Родители:
Ф.И.О. матери
__________________/______________
Ф.И.О. отца
_________________/_______________
«____» ___________ 20_____ г.

ГО Краснотурьинск
20____ год

РАЗРАБОТЧИКИ:
Должность, Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».