ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Положение об адаптированных основных образовательных программах (программе) (далее АООП) является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм разработки и реализации АООП для детей с ОВЗ. АООП для детей с ОВЗ разрабатывается на основании следующих нормативных актов: - ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года. - Письмо Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) от 16.04.2001 N 29/1524-6. - Письмо Заместителя министра Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» ИР-535/07 от 07.06.2013 года. - Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ-150/06. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155. - Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 г. № 373. - Устав МА ДОУ № 19. - Основная образовательная программа МА ДОУ № 19 (далее ООП). Адаптированная основная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания ООП воспитанниками с ОВЗ на основе рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и психологопедагогического консилиума (далее ППк) МА ДОУ № 19, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. Адаптированная основная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка инвалида с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АООП разрабатываются для следующих категорий детей с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК: - дети с тяжелыми речевыми нарушениями; - дети с задержкой психического развития; - дети с расстройствами аутистического спектра; - слабослышащие дети; - слабовидящие дети, - дети с двигательными нарушениями; - умственно отсталые дети. 2. Содержательные аспекты разработки и реализации адаптированной основной образовательной программы 2.1. Условия и порядок разработки АООП. Правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, АООП разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК по уровням образования в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. При разработке программы учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ, проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной основной образовательной программы и определяются временные границы освоения АООП. При проектировании АООП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы, четко формулируются цели АООП и определяется круг задач, конкретизирующих цель адаптированной основной образовательной программы. 2.2. Состав участников разработки АООП. АООП для детей с ОВЗ разрабатывают воспитатели и специалисты МА ДОУ № 19 (в рамках работы ППк). Организация обучения по АООП осуществляется в строгом соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Старший воспитатель Учреждения осуществляет и координирует работу по разработке и реализации АООП. 2.3.Определение содержания АООП. АООП определяет объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные образовательные условия. В структуру АООП входят: Раздел 1. Целевой. Данный раздел включает: пояснительную записку; заключение и рекомендации ПМПК; цели и задачи программы; значимые характеристики для разработки и реализации адаптированной основной образовательной программы; принципы и подходы к формированию программы; особенности развития воспитанников; специальные условия реализации программы; планируемые результаты; целевые ориентиры; мониторинг освоения программы; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по реализации АООП, формы аттестации, оценочные и методические материалы. Раздел 2. Содержательный.. Данный раздел включает: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанника, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; комплексно – тематическое планирование; взаимодействие взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников; программу коррекционной работы с детьми с ОВЗ (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей) по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО; коррекционно-развивающая деятельность специалистов; часть, формируемая участниками образовательных отношений. Раздел 3. Организационный. Данный раздел включает: материально-техническое обеспечение программы; организацию развивающей предметно-пространственной среды; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; планирование образовательной деятельности; режим дня и распорядок; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; методическое обеспечение; перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. Содержание каждого из обязательных разделов может варьироваться с учетом ФГОС ДО, особенностей специфики и структуры АООП, определенной примерной адаптированной основной образовательной программой. АООП содержит дополнительный раздел, включающий: возрастные особенности детей, особые характеристики, характеристики используемых программ, список используемой литературы, приложения к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования (рабочая программа воспитания, рабочие программы педагогов), календарный план воспитательной работы. 2.4.Порядок обсуждения проекта АООП, порядок утверждения АООП и ввода в действие. При разработке АООП учитываются рекомендации ПМПК, возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, медицинские показатели, ожидания родителей, определяется режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.). Разрабатываются индивидуальные образовательные планы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая ООП МА ДОУ № 19. Индивидуальные образовательные планы включают содержание ООП, коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Педагогический совет МА ДОУ № 19 ежегодно принимаетАООП для обучающихся с ОВЗ. АООП согласуется с родителями и отображается на титульном листе АООП: на родительском собрании (АООП для детей группы компенсирующей направленности) – приложение 1, или в индивидуальном порядке – приложение 2. АООП оформляется как приложение к ООП. В конце учебного года по итогам реализации Адаптированной основной образовательной программы в рамках психолого – педагогического консилиума (ППк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития детей (ребенка), обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения, а также проводится информирование родителей (законных представителей) для определения дальнейших форм работы с ребенком. 3. Система условий реализации АООП для воспитанников с ОВЗ. Реализация АООП предусматривает создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. При реализация АООП необходимо создавать условия: - учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса, психолого-педагогического сопровождения педагогами соответствующей квалификации; - привлечение родителей к осуществлению коррекционно-педагогического процесса. 4. Документооборот. АООП составляется на один год, корректировка ее содержания осуществляется на основе результатов итоговой диагностики, проводимой в апреле текущего учебного года. На основе анализа диагностики вносятся изменения и корректировки в АООП для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Для детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности) при корректировке АООП так же учитываются итоги диагностики и изменения в нормативно-правовой базе. 5. Ответственность. Ответственность за составление и реализацию АООП несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Приложение 1 Приложение № ____ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 19 комбинированного вида» 624450 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, дом 3 ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол № _ от « ___ »________ 20___ г. УТВЕРЖДЕНО приказом № _____ от «___» __________ 20___ г. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся _____ лет с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) СОГЛАСОВАНО Родительским комитетом протокол № ____ от «____» _____________ 20______ г. РАЗРАБОТЧИКИ: Должность, Ф.И.О. г. Краснотурьинск 2022 г. Приложение 2 Приложение ____ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 комбинированного вида» 624450 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, дом 3 ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол № ____ от «____» _________ 20____ г. УТВЕРЖДЕНО приказом № ________ от «____» _______ 20___ г. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для ребенка ______ лет например, с расстройствами аутистического спектра ОЗНАКОМЛЕНЫ Родители: Ф.И.О. матери __________________/______________ Ф.И.О. отца _________________/_______________ «____» ___________ 20_____ г. ГО Краснотурьинск 20____ год РАЗРАБОТЧИКИ: Должность, Ф.И.О.