Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

1. Общие положения.
1.1. Настоящее регулирует деятельность группы компенсирующей направленности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада № 19
комбинированного вида (далее по тексту – ДОУ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 №03-1213 « О методических рекомендациях по отношению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду», Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту - ТПМПК)
утвержденным приказом МОУО и Уставом ДОУ.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в ДОУ, которая в своей деятельности руководствуется Федеральными Законами РФ, указами Президента РФ, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом ДОУ, договором между Учреждением
и родителями (законными представителями), настоящим Положением.
1.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся на Педагогическом совете
ДОУ и принимаются на его заседании.
1.4. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
1.5. Основная цель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи (далее по тексту группа) - создание условий для детей с отклонениями в речевом
развитии, в получении образования, коррекции нарушений речевого развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
2. Основные задачи группы.
2.1. Основными задачами группы являются:
 определение уровня и характера речевых нарушений воспитанников;
 осуществление необходимой коррекции в речевом развитии, подготовка к обучению
грамоте;
 расширение кругозора детей с детей с ограниченными возможностями здоровья;
 коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников;
 развитие регуляции произвольности деятельности;
 развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
 подготовка детей к освоению следующей ступени образования;
 взаимодействие с семьей и специалистами ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка;
 обеспечение необходимой коррекции речевого развития детей;
 направление детей с тяжелыми нарушениями речи и отклонениями в развитии на
ТОМПК для определения адекватной формы и программы обучения.
3.Организация работы группы.
3.1. Группа организуется для детей с общим недоразвитием речи (ОНР ΙIΙ уровня) или с
фонетико-фонетическими недоразвитием речи (ФФНР).
3.2. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи – 10 детей;
 для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 12 детей.
3.3. Зачисление детей в группу ДОУ осуществляется по заключению ТПМПК с согласия
родителей (законных представителей).
3.4. Приему в группу не подлежат дети, с физическими или психическими отклонениями в
развитии: имеющие резко выраженные нарушения органов слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата, эпилептические расстройства, шизофреническое слабоумие и др.
из-за отсутствия условий в детском саду.
2

3.5. Выпуск детей из группы осуществляеся по следующим показателям:
 по решению ТПМПК по выпуску;
 по медицинским показателям;
 по заявлению родителей (законных представителей).
3.6. Перевод детей в другое образовательное учреждение осуществляет МА ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Организация воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего
процесса в группе.
4.1. Организация воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса в группе осуществляется по выбранным программам, в соответствии с Уставом, диагнозом, возрастными и индивидуальными особенностями детей:
Основные общеобразовательные программы дошкольного образования:
 Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Мозаика-Синтез, 2010 г.);
 «Мы живем на Урале» (О.В.Толстикова, Екатеринбург, 2013 г.)
 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, С-П, 2008 г.);
 «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, М., 2008 г.);
 «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.,2008 г.)
4.2. Работа группы детского сада осуществляется в соответствии с режимом дня.
4.3. Оказание помощи детям группы осуществляется воспитателями группы, учителем –
логопедом, педагогом - психологом, которые проводят работу, направленную на максимальную коррекцию в речевом и психофизическом развитии детей и обеспечивают уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту, несут ответственность за их реализацию не в полном объеме.
4.4. Коррекция нарушений в речевом развитии, физическом и психическом развитии детей обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем – логопедом, педагогом – психологом, воспитателями, музыкальным руководителем в непосредственно образовательной деятельности.
4.5. Для выявления динамики развития детей группы, результативности коррекционноразвивающего и воспитательно-образовательного процессов МА ДОУ проводится
психолого-педагогическое
обследование детей педагогами (сентябрь, январь, май).
Результаты обследования анализируются всеми педагогами, заслушиваются на ППк,
определяется дальнейшая продолжительность, эффективность и характер специально организованной коррекционной помощи детям, в случае необходимости ребенок направляется на ТПМПК.
4.6. Формами организации коррекционной работы являются фронтальные подгрупповые и
индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15
минут, подгрупповые фронтальные занятия проводятся в соответствии с санитарными
правилами и нормами и составляют:
для детей 5-6 лет – 25 минут;
для детей 6-7 лет – 30 минут.
4.7. Ответственность за посещение воспитанниками занятий и результаты коррекционной
работы несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели, и администрация ДОУ.
4.8. Наряду с занятиями учителя-логопеда в группе компенсирующей напрвленности выделяется в вечернее время специальный логопедический час для работы воспитателя с
детьми по коррекции речи по заданиям учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою
работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель
3

обязан знать индивидуальные особенности в формировании речи ребенка, слышать её
дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
4.9. Мероприятия, направленные на оздоровление и укрепление здоровья детей осуществляется медицинским персоналом совместно с педагогами.
5. Документация
5.1.По результатам работы учителя - логопеда с детьми оформляется следующая документация:
- протокол приема и выпуска детей, занимающихся в группе;
- список детей, имеющих нарушения в развитии речи;
- речевая карта, где фиксируются данные логопедического обследования и динамика в
развитии речи ребенка;
- планы по осуществлению маршрута по коррекции неречевой и речевой функций и индивидуальной работе специалиста с детьми;
- тематические планы подгрупповой работы специалиста с детьми;
- индивидуальные тетради детей;
- табель посещаемости занятий;
- отчет о количестве детей, имеющих нарушения в развитии речи в МА ДОУ и результатах работы за учебный год.
6. Руководство и контроль за работой группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи
6.1. Непосредственное руководство деятельностью группы компенсирующей направленности осуществляет заведующий ДОУ.
6.2. Заведующий ДОУ определяет и контролирует исполнение должностных обязанностей
учителем-логопедом.
6.3. Заведующий ДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;
- подбирает педагогов для коррекционной работы.
6.4. Учитель-логопед:
- проводит регулярные занятия с воспитанниками по исправлению нарушений речевого
развития;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам речевого развития, развития
коммуникативных и других способностей воспитанников;
- разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития воспитанников;
- участвует в работе методического объединения учителей-логопедов города;
- повышает свою педагогическую квалификацию;
- предоставляет до 30 мая ежегодный отчет.
7. Реорганизация и ликвидация
7.1. Деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или
заведующего ДОУ.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».