1. Общие положения. 1.1. Настоящее регулирует деятельность группы компенсирующей направленности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада № 19 комбинированного вида (далее по тексту – ДОУ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 №03-1213 « О методических рекомендациях по отношению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду», Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту - ТПМПК) утвержденным приказом МОУО и Уставом ДОУ. 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в ДОУ, которая в своей деятельности руководствуется Федеральными Законами РФ, указами Президента РФ, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом ДОУ, договором между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим Положением. 1.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся на Педагогическом совете ДОУ и принимаются на его заседании. 1.4. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 1.5. Основная цель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (далее по тексту группа) - создание условий для детей с отклонениями в речевом развитии, в получении образования, коррекции нарушений речевого развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 2. Основные задачи группы. 2.1. Основными задачами группы являются: определение уровня и характера речевых нарушений воспитанников; осуществление необходимой коррекции в речевом развитии, подготовка к обучению грамоте; расширение кругозора детей с детей с ограниченными возможностями здоровья; коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников; развитие регуляции произвольности деятельности; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; подготовка детей к освоению следующей ступени образования; взаимодействие с семьей и специалистами ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка; обеспечение необходимой коррекции речевого развития детей; направление детей с тяжелыми нарушениями речи и отклонениями в развитии на ТОМПК для определения адекватной формы и программы обучения. 3.Организация работы группы. 3.1. Группа организуется для детей с общим недоразвитием речи (ОНР ΙIΙ уровня) или с фонетико-фонетическими недоразвитием речи (ФФНР). 3.2. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста: для детей с тяжелыми нарушениями речи – 10 детей; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 12 детей. 3.3. Зачисление детей в группу ДОУ осуществляется по заключению ТПМПК с согласия родителей (законных представителей). 3.4. Приему в группу не подлежат дети, с физическими или психическими отклонениями в развитии: имеющие резко выраженные нарушения органов слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата, эпилептические расстройства, шизофреническое слабоумие и др. из-за отсутствия условий в детском саду. 2 3.5. Выпуск детей из группы осуществляеся по следующим показателям: по решению ТПМПК по выпуску; по медицинским показателям; по заявлению родителей (законных представителей). 3.6. Перевод детей в другое образовательное учреждение осуществляет МА ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей). 4. Организация воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса в группе. 4.1. Организация воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса в группе осуществляется по выбранным программам, в соответствии с Уставом, диагнозом, возрастными и индивидуальными особенностями детей: Основные общеобразовательные программы дошкольного образования: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Мозаика-Синтез, 2010 г.); «Мы живем на Урале» (О.В.Толстикова, Екатеринбург, 2013 г.) «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, С-П, 2008 г.); «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, М., 2008 г.); «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.,2008 г.) 4.2. Работа группы детского сада осуществляется в соответствии с режимом дня. 4.3. Оказание помощи детям группы осуществляется воспитателями группы, учителем – логопедом, педагогом - психологом, которые проводят работу, направленную на максимальную коррекцию в речевом и психофизическом развитии детей и обеспечивают уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту, несут ответственность за их реализацию не в полном объеме. 4.4. Коррекция нарушений в речевом развитии, физическом и психическом развитии детей обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем – логопедом, педагогом – психологом, воспитателями, музыкальным руководителем в непосредственно образовательной деятельности. 4.5. Для выявления динамики развития детей группы, результативности коррекционноразвивающего и воспитательно-образовательного процессов МА ДОУ проводится психолого-педагогическое обследование детей педагогами (сентябрь, январь, май). Результаты обследования анализируются всеми педагогами, заслушиваются на ППк, определяется дальнейшая продолжительность, эффективность и характер специально организованной коррекционной помощи детям, в случае необходимости ребенок направляется на ТПМПК. 4.6. Формами организации коррекционной работы являются фронтальные подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15 минут, подгрупповые фронтальные занятия проводятся в соответствии с санитарными правилами и нормами и составляют: для детей 5-6 лет – 25 минут; для детей 6-7 лет – 30 минут. 4.7. Ответственность за посещение воспитанниками занятий и результаты коррекционной работы несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели, и администрация ДОУ. 4.8. Наряду с занятиями учителя-логопеда в группе компенсирующей напрвленности выделяется в вечернее время специальный логопедический час для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданиям учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель 3 обязан знать индивидуальные особенности в формировании речи ребенка, слышать её дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради. 4.9. Мероприятия, направленные на оздоровление и укрепление здоровья детей осуществляется медицинским персоналом совместно с педагогами. 5. Документация 5.1.По результатам работы учителя - логопеда с детьми оформляется следующая документация: - протокол приема и выпуска детей, занимающихся в группе; - список детей, имеющих нарушения в развитии речи; - речевая карта, где фиксируются данные логопедического обследования и динамика в развитии речи ребенка; - планы по осуществлению маршрута по коррекции неречевой и речевой функций и индивидуальной работе специалиста с детьми; - тематические планы подгрупповой работы специалиста с детьми; - индивидуальные тетради детей; - табель посещаемости занятий; - отчет о количестве детей, имеющих нарушения в развитии речи в МА ДОУ и результатах работы за учебный год. 6. Руководство и контроль за работой группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6.1. Непосредственное руководство деятельностью группы компенсирующей направленности осуществляет заведующий ДОУ. 6.2. Заведующий ДОУ определяет и контролирует исполнение должностных обязанностей учителем-логопедом. 6.3. Заведующий ДОУ: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; - подбирает педагогов для коррекционной работы. 6.4. Учитель-логопед: - проводит регулярные занятия с воспитанниками по исправлению нарушений речевого развития; - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам речевого развития, развития коммуникативных и других способностей воспитанников; - разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития воспитанников; - участвует в работе методического объединения учителей-логопедов города; - повышает свою педагогическую квалификацию; - предоставляет до 30 мая ежегодный отчет. 7. Реорганизация и ликвидация 7.1. Деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или заведующего ДОУ. 4