1. Пояснительная записка Дошкольное детство – особый период в развитии личности ребёнка. Дети задают много вопросов, новая информация им интересна и необходима. В этот период память по скорости развития опережает другие психические процессы. Данная программа направлена на развитие одного из важнейших психических процессов – памяти. Память является функцией мозга и, как всякая другая его функция, может быть развита и поддаётся тренировке. Но сама по себе память не выступает как самостоятельный процесс, в нём в явном или скрытом виде присутствуют другие психические процессы: внимание, восприятие, воображение, мышление, воля, а так, же эмоции, чувства и психические состояния. В основе данной программы лежат методы мнемотехники. Мнемотехника — это система искусственных приёмов для тренировки всех видов памяти и является необходимым условием для продуктивного понимания и запоминания, сохранения и воспроизведения любой информации, а также увеличения объёма памяти. Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идёт от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально – практическим путем, поэтому каждый дошкольник – маленький исследователь большого мира. Цель разработки ПДО - необходимость научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания. Задачи по разработке ПДО - стимулировать, поддержать и развить познавательную активность ребёнка; совершенствовать сенсорные способности, развить творческие способности, самостоятельно находить способы решения неизвестных задач. Программа учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает подобрать индивидуальный ключ запоминания и обработки информации, развивает коммуникативные качества, необходимые для комфортного пребывания каждого из нас в обществе и с самим собой. «Программа дополнительного образования по мнемотехнике старших дошкольников (возраст детей: 5 - 6 лет)» разработана на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г.; 2 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 - Устав МА ДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида». Актуальность программы Память можно определить, как способность сохранения, организации и воспроизведения прошлого опыта, информации. В зависимости от вида стимулов различают память зрительную, слуховую и др. У младших дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать. Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать. В работе с детьми используется особая техника запоминания – м н е м о т е х н и к а. «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»: К. Д. Ушинский. Мнемотехника– «искусство запоминания» - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Актуальность данной методики состоит в том, что она позволяет эффективно использовать приёмы мнемотехники, как для развивающих, так и для обучающих занятий. На занятиях детей учат рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации) и эйдотехники (образного мышления). Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Направленность дополнительной общеобразовательной программы –развивающая. Уровень освоения – развивающее обучение, комплексное. 2. Цель программы: Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических нагрузок. 3 Активизация и рационализация процессов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения, используя различные способы запоминания без физического, эмоционального и психического напряжения, позволяющее сократить время обучения. Развитие творческого, нетрадиционного видения мира. Содействовать развитию коммуникативных качеств, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Помочь овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности. 3. Задачи образовательной программы: 1. Обратить внимание на уровень развитости восприятия, основных анализаторов (зрительный, слуховой, кинестетический), ощущения (в разных его модальностях). Так как полученная в активном взаимодействии с объектом информация в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются в целостные отображения объектов – образы. 2. Содействовать развитию основных видов памяти: образную, эмоциональную, символическую (словесная и логическая). 3. Способствовать развитию основных форм памяти: мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная. 4. Сформировать у детей навыки осознанного и осмысленного запоминания и сохранения любой информации. 5. Научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным», тем самым, добиваясь его произвольной формы. 6. Развитие фонематического слуха у детей. 7. Обогащение словаря (как активной, так и пассивной формы) и расширение кругозора ребенка. 8. Развитие навыков связной речи. 9. Развитие у детей воображения, фантазии. 10. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам. Адресат программы Данная программа рассчитана на детей 4-6 лет. Объём программы: Программа включает в себя: 36 часов. Срок освоения программы: 2022-2023 учебный год. Образовательная деятельность проводятся во второй половине дня. Образовательная деятельность проводятся 1 раза в неделю по 25 минут. Формы и виды занятий: подгрупповые и игровые. В основе занятий разнообразные упражнения и игры, способствующие развитию: внимания, памяти, терпения, слухового и зрительного аппарата, умение анализировать. Основные методы мнемотехники: 4 1. Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы. 2.Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. 3. Метод ассоциации: ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. 4. Приём «Ёлка» - это зрительный образ, на части которого сознательно привязаны другие образы. 5. Приём «Цепочка» - это связь визуальных образов друг с другом последовательно, путём присоединения каждого следующего образа к предыдущему. 6. Метод «История» - это связь визуальных образов друг с другом в интересную, необычную последовательность. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы. Коллаж- плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании. Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать. При проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии: 1. Дыхательная гимнастика. 2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела. 3. Смехотерапия. 4. Подвижные игры. 5. Физкультминутки. 6. Упражнения с баланс тренажёрами. 7. Данс игры. Новизна программы заключается в том, что наряду с традиционными методами по мнемотехнике, был разработан новый метод: «Карты памяти». Это рассказывание и запоминание информации с помощью своего рисунка. 5 Формы подведения итогов. Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подбирать уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Мониторинг осуществляется два раза в год: в сентябре и в мае. Для проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностик используются следующие методики: 1. Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) 2. Изучение кратковременной памяти. Запоминание картинок и предметов. 3. Изучение кратковременной памяти. Методика «Образная память» Так же формами проведения мониторинга являются наблюдение и выполнение детьми различных практических заданий (игра, соревнование, викторина, КВН). Основным методом подведения результатов работы по программе является метод наблюдения, анализ результатов продуктивной деятельности детей. Родители и педагоги в ходе реализации программы могут отследить динамику развития каждого ребенка на основе выполнения ими заданий в индивидуальных рабочих тетрадях. Так же по просьбе родителям представляются результаты мониторинга. Ожидаемы результат: – У ребенка хорошо развиты разные виды памяти; – Увеличение объема зрительной памяти; – Увеличение объема слуховой памяти; – Развитие фотографической (мгновенной) памяти; – Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире; – Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинноследственных; – Ребенок дифференцированно и целенаправленно наблюдает, используя сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации; – Умеет сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения; – У ребенка сформированы коммуникативные качества. 6 Календарное планирование Задачи 1. Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей. 2. Формировать у детей навыки запоминания любой информации методом «крокирования» (чертёж, схема, набросок), «ассоциативных цепочек» (метод чепухи), трансформации, опор. 3. Учить выделять у предметов различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, назначение). Учить создавать образы на основе схематического изображения. Тренировать детей в быстрой зарисовке слов. 4. Развивать мелкую мускулатуру и моторику руки. 5. Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. 6. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст с помощью опор. 7. Развивать умение находить выход из проблемной ситуации. Сентябрь I. II. 1. Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 1. Игра с мячом «Закончи слово». 2. Заучивание стихотворения «Поспевает брусника» (метод 2. Повтор стихотворения «Поспевает брусника» (метод крокирования) крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Данс упражнение «Танцуем сидя». 4.Арт-упражнениеи «Флорист» 5. Данс упражнение «Танцуем сидя». 7 5. Работа с палочками Кюизенера «Чашка с блюдцем», «Супница и миска». 6. Работа с мнемотаблицей «Подсолнух» - ассоциации 7.Рефлексия составление «Карты памяти» III. 1. Игра «Холодильник» (метод «История») 2. Повтор стихотворения «Поспевает брусника» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие аудиального внимания «Чуткое ухо». 5. Упражнения с баланс тренажёрами 6. Рассказ «Быстро пролетело лето» (приём «Цепочка»). 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 6. Игры: «Животные» (приём «Цепочка») 7. Рефлексия составление «Карты памяти» IV. 1. Игра: «Каскад слов» - (приём «Цепочка»). 2. Повтор стихотворения «Поспевает брусника» (метод крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Упражнения с баланс тренажёрами 5. Рассказ «Быстро пролетело лето» (приём «Цепочка»). 6. Игры: «Что перепутал художник», «Будь внимателен» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Октябрь I. II. 1. Игра: «Запомни картинки» - (приём «Цепочка») 1. Игра: «Волшебные сундучки» - (метод Цицерона) 2. Заучивание стихотворения «Белка с ветки в свой домишко» 2. Повтор стих «Белка с ветки в свой домишко» (метод (метод крокирования). крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Нейропсихологическая игра «Повтори за мной». 4. Нейропсихологическая игра «Повтори за мной». 5. Блоки Дьенеша: «Сколько». 8 5. Игра на развитие памяти и аудиального внимания «Слушай и повторяй». 6. Работа с мнемотаблицей «Петух» - метод ассоциации 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. 1. Игра: «Говори - наоборот». 2. Повтор стихотворения «Белка с ветки в свой домишко» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Нейропсихологическая игра «Волшебные перчатки» 5. Игра на развитие словесной памяти и внимания «Кулинарный рецепт». 6. Подвижная игра: «Цветочные квадраты» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 6. Игра на развитие зрительной памяти, концентрации и переключаемости внимания «Кактус» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» IV. 1.Игра: «Запомни картинки» (приём «Цепочка»). 2. Повтор стихотворения «Белка с ветки в свой домишко» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Арт-упражнение «Дорисуй фигуры» (развитие целостности восприятия). 5. Подвижная игра: «Цветочные квадраты» 6. Нейройога «Попробуй повтори» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Ноябрь I. II. 1.Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка»). 1. Игра: «Закончи слово». 2. Заучивание стихотворения: «Листопад – листья по ветру 2. Повтор стихотворения «Листопад – листья по ветру летят» летят» (метод крокирования). (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Арт-упражнение «Нарисуй так же». 4. Упражнение «Магический квадрат». 5. Работа с мнемотаблицей «Заяц» - метод ассоциации. 5. Игра с кинетическим песком «Тропинки на песке» 9 6. Данс игра «Стоп-кадр» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. 1. Игра «Понятия» (приём «Ёлка») 2. Повтор стихотворения «Листопад…» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Работа со схемами. 5. Упражнение с баланс тренажёром 6. Арт-упражнение «Зарисуй слово». 7. Игры с визуальными тренажёрами «Найди такой же». 8. Рефлексия составление «Карты памяти» 6. Упражнение-растяжка «Часики» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» IV. 1. Игра «Каскад слов» (метод «История») 2. Повтор стихотворения «Листопад…» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие памяти «Что добавилось?» 5. Упражнение с баланс тренажёром 6. Арт-упражнение «Чудо животное» 7. Гимнастика мозга «Круги Дениисона» 8. Рефлексия составление «Карты памяти» Декабрь I. 1. Игра: «Запомни картинки» (приём «Цепочка») 2. Заучивание стихотворения «Белый снег пушистый» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие аудиального внимания «Чуткое ухо» 5. Работа с мнемотаблицей «Зима» - метод ассоциации II. 1. Игра: «Говори наоборот» 2. Повтор стихотворения «Белый снег пушистый» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Психологическая игра для детей «Зоопарк». 5. Блоки Дьенеша «Украсим ёлку бусами». 10 6. Данс игра: «Весёлый поход». 6.Подвижная игра «Змейка» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. IV. 1. Игра: «Снежный ком». 1. Игра: «Волшебные сундучки» - метод Цицерона 2. Повтор стихотворения «Белый снег пушистый» (метод 2. Повтор стихотворения «Белый снег пушистый» (метод крокирования). крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 5. Коллаж «Зима» 4. Игра с кинетическим песком «Укрась ёлочку» 6. Подвижная игра «Змейка». 5. Подвижная игра: «Снег, лёд, холода…» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 6. Рефлексия составление «Карты памяти» Январь I. 1. Игра: «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 2. Заучивание стихотворения «Заметает пурга» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра «Друдлы». 5. Рассказ по опорам «Дед Мороз исполняет все желания» (приём «Ёлка»). II. 1. Игра с мячом «Закончи слово» 2. Повтор стихотворения «Заметает пурга» крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Задание на развитие внимания «Пианино». 5. Игры – шнуровки: «Зашнуруй так же» 6 . Подвижная игра: «Разведи костёр». 11 (метод 6. Упражнения с баланс тренажёрами 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. 1.Игра: «Понятия» (приём «Ёлка») 2. Повтор стихотворения «Заметает крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Данс игра: «Танцуют все» 5. Упражнение на растяжку «Бом-ку-ку». 6. Арт-упражнение «Твой супергерой» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» пурга» IV. 1. Игра «Каскад слов» - (приём «Цепочка») (метод 2. Повтор стихотворения «Заметает пурга» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра «Ход конём» 5. Палочки Кюизенера: «Чайник ворчун», «Кастрюля» 6. Упражнения с нейроковриком. 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Февраль I. II. 1. Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 1. Игра с мячом «Закончи слово» 2. Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу» (метод 2. Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу» (метод крокирования). крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Задание на развитие внимания «Звери в темноте» 4. Арт-упражнение «Превращение» 5. Подвижная игра: «Спокойно, стучать, вверх!». 5. Подвижная игра: «Спокойно, стучать, вверх!». 6. Палочки Кюизенера: «Самовар толстячок», «Ваза для 6. Блоки Дьенеша: «Архитекторы». печенья» 7. Игра «Подушка» - массаж пальцев рук 7. Работа с мнемотаблицей «Емеля» - ассоциации 8. Рефлексия составление «Карты памяти» 12 8. Рефлексия составление «Карты памяти» III. 1. Игра: «Понятия» (приём «Ёлка») 2. Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Задание на развитие внимания с элементами смехотерапии «Исправь ошибку». 5. Подвижная игра: «Запомни своё место». 6. Упражнение «У оленя дом большой» (развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста). 7. Рефлексия составление «Карты памяти» IV. 1. Игра: «Каскад слов» (метод «История»). 2. Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу» (метод крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Подвижная игра «Запомни своё место». 5. Ориентировка на листе «Поймай снежинку». 6. Упражнение «У оленя дом большой» (развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста). 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Март I. II. 1. Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 1. Игра: «Закончи слово» 2. Заучивание стихотворения «К нам весна шагает» (метод 2. Повтор стихотворения «К нам весна шагает» (метод крокирования) крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Рассказ «Весеннее солнышко согревает своими лучами всё 4. Игра «Рифмовочки-нерифмушки» вокруг» (приём «Ёлка»). 5. Палочки Кюизенера: «Чаепитие», «Сахарница» 5. Подвижная игра: «Узнай друга». 6. Упражнение с баланс тренажёром 6. Рефлексия составление «Карты памяти» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. IV. 13 1. Игра: «Понятия» (приём «Ёлка») 2. Повтор стихотворения «К нам весна шагает» (метод крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Подвижная игра «Пантомима». 5. Упражнение «Погода» (развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке). 6. Нейропсихологическая игра «Повтори за мной». 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 1. Игра: «Каскад слов» (метод «История»). 2. Повтор стихотворения «К нам весна шагает» (метод крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие внимания с элементами смехотерапии «Что я ем? 5. Блоки Дьенеша: «Карточки символы свойств». 6. Нейропсихологическая игра «Повтори за мной». 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Апрель I. II. 1. Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 1. Игра: «Закончи слово» 2. Заучивание юмористического стихотворения С. Черного 2. Повтор стихотворения «Что кому нравится» (метод «Что кому нравится» (метод крокирования) крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие зрительной памяти, концентрации и 4. Игра на развитие мышления «Космический корабль» переключаемости внимания «Кактус» 5. Подвижная игра: «Мы готовимся в полёт». 5. Работа с мнемотаблицей «Луг» - ассоцтации 6. Рефлексия составление «Карты памяти» 6. Подвижная игра «У ребят порядок строгий». 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. IV. 14 1. Игра: «Понятия» (приём «Ёлка») 2.Повтор стихотворения «Что кому нравится» (метод крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра «Друдлы» 5. Игра на развитие памяти и пространственного восприятия «Трубочки» 6. Данс игра «Реверансы» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 1. Игра: «Каскад слов» (метод «История»). 2.Повтор стихотворения «Что кому нравится» (метод крокирования) 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Игра на развитие фотографической памяти «Необычный квадрат» 5. Игра «Слушая и повторяй» 6. Данс игра «Реверансы» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» Май I. II. 1. Игра: «Волшебные сундучки» (метод «История»). 1. Игра: «Запомни картинки» (приём «Цепочка») 2. Заучивание стихотворения «У скворца в семье беда» (метод 2. Повтор стихотворения «У скворца в семье беда» (метод крокирования) крокирования). 3. Задание в рабочих тетрадях. 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Подвижная игра: «Солнце светит тем..» 4. Подвижная игра «Змейка» 5. Блоки Дьенеша «Мозаика цифр». 5. Игры – шнуровки: «Зашнуруй так же» 6. Нейропсихологическое упражнение «Крюки «Деннисона» 6. Упражнение на растяжку «Бом-ку-ку». 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» III. IV. 1. Игра «Фотоаппараты» (приём «Цепочка») 1. Игра: «Каскад слов» (приём «Ёлка») 2. Повтор стихотворения «У скворца в семье беда» (метод 2. Повтор стихотворения «У скворца в семье беда» (метод крокирования). крокирования). 15 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Рассказ «Звонко и радостно поют птицы» (приём «Ёлка»). 5. Арт - игра на развитие графомоторных навыков «Весёлый мячик». 6. Данс игра «Штиль-шторм» 7. Рефлексия составление «Карты памяти» 3. Задание в рабочих тетрадях. 4. Нейропсихологическое упражнение «Волшебные перчатки» 5. Подвижная игра «Собери по цвету первым» 6. Рефлексия составление «Карты памяти» Организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного образования. Форма обучения - очная. Язык обучения – русский. Форма организации образовательной деятельности воспитанников – групповая. Наполняемость группы – до 8 человек. Продолжительность одного занятия –25 мин (для детей 5-6 лет) Объем недельной образовательной нагрузки – не более 1 - го занятие. Занятия проводятся с группой детей до 8 человек в возрасте 5 - 6 лет по 1 занятия в неделю, (36 занятий с 1 сентября по 31 мая) продолжительностью 25 мин. Занятия организуются в первой половине дня в специально оборудованном помещении. Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления) № 1. Наименование Количество Рабочие тетради 8 штук 16 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Пособия к играм из «Сборника развивающих игр» от Академии педагогов по 8 штук к каждой игре России и СНГ Мнемотаблицы в соответствии с темами занятий Блоки Дьенеша 8 комплектов Палочки Кюзинера 8 комплектов Простые карандаши 8 штук Цветные карандаши 8 наборов Мяч 2 штук Баланс тренажёры 4 штук Су-джок 8 штук Ноутбук 1 штук Проектор 1 штук Экран 1 штук Презентации 36 штук Перечень учебно-методических материалов: 1.Бодрова И.В. Мнемотехника для детей. С-Петербург 1998г. (6 частей) 2.Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук - Ярославль, Академия раз, 1997г. 3. Белоусова Л.Е. Весёлые встречи. С-П. «Детство-ПРЕСС» 2003г. Большева Т.В. Учимся по сказке (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотаблиц) С-П «Детство-ПРЕСС» 2005г. 4. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Домашняя школа мышления - Москва, Знание, 1984г 5. Вуджек Т., Тренировка ума - Санкт-Петербург, Питер Пресс, 1996г 6. Гурьева Н. Год до школы – развиваем память (пособие по мнемотехнике) С-П. Издательский дом «Светлячок» 2001г. 7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. С-П. «Детство-ПРЕСС» 2010г. 8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. Москва 2010г. 9. «Сборник развивающих игр для детей от 4 до 6 лет» PedagoG 17 Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления, воображения у дошкольников. Москва 2008г. 10.Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону «Феникс» 2013 11. Тони Бьюзен Карты памяти – Москва, «РОСМЭН», 2007г. 12. Ульянова О.Г. Игровой комплект с мнемосхемами по речевому развитию. Изд. Учитель 2013г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Актуальность 4 3. Цель ПДО 4 4. Задачи ПДО 5 5. Формы и виды занятий 5 6. Формы подведения итогов 6 7. Ожидаемый результат 6 8. Календарное планирование 7 18 9. Организационно-педагогические условия реализации ПДО 19 17