14.09.2023
Тактильное восприятие –
это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном
касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в
отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему
прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на
действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством,
воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства
расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
В первые годы жизни ребенка основной
является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают
их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем
не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой
игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как
твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и прочее. Тактильное
восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто
называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано
начать активное развитие осязательных способностей.
В настоящее время существуют развивающие
мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур,
которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки. Кроме готовых
моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность
кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети
прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий
материал, что дает им различные ощущения.
В своей практике я часто применяю игры на
развитие тактильных ощущений. Многие пособия изготавливаю сама. С одним из них
я вас познакомлю. Это игра «Тактильные дорожки». Игра помогает активизации
психических процессов у малышей: мышления, внимания, воображения, восприятия,
развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного
развития.
Процесс
изготовления.
Основой пособия
служат фетр. Для дорожек можно использовать разный материал, например,
фисташки, горох, мозаику, синельную проволоку, пуговицы, фасоль и т.д. Дорожку
тоже наклеиваем на основу. Форма дорожки зависит от вашей фантазии. Длина
дорожки и направление может быть любым.
С дидактическим
пособием «Тактильные дорожки» можно выполнять такие
упражнения, как «Помоги кошке поймать рыбку» или «Помоги
собачке добраться до косточки», «Накорми зайчика морковкой» и
т.д.
Цель: формирование
обобщенных способов обследования предметов.
Задачи:
1. Упражнять в
определении качества поверхностей дорожек.
2. Развивать
тактильную чувствительность.
3.
Способствовать развитию внимания, мышления и речи.
4. Развивать
зрительное, цветовое, пространственное восприятие.
5. Формировать
звукоподражание, речевое умение.
6.
Совершенствовать зрительно-моторную координацию пальцев рук.
Используя
дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала
необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему
надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что
ест, кто, где живёт, кто чей детеныш.
Затем можно
предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться
навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
проведи
пальчиками по дорожке;
проследи глазами
дорожку;
проведи
пальчиками по дорожке с закрытыми глазами.
Я упомянула, что пособие можно
использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребенок
ведет пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание
животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса,
сопровождать движения потешками, стихами, песнями Детям очень нравится игра,
тем, что она вариативна. Дети постарше сами придумывают варианты и с
удовольствием воплощают их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2023
Дата обновления: 14.09.2023
Дата публикации: 14.09.2023